Вход

Купить на Озон.ру--- Купить в Лабиринт.ру--- Купить на ЛитРес.ру---
Поиск

Обратная связь Мазин в Вконтакте Мазин на Твитере Канал RSS Мазин Александр. Официальный сайт писателя

«Продать будущее за 500 рублей»


— Александр, буквально только что вы стали лауреатом премии «Баст», вручаемой за «историческую фантастику». Поздравляю от своего имени и от имени коллектива нашего сайта. Скажите, как вы определяете для себя водораздел в этом поджанре: здесь играю, а здесь не играю, здесь четко следую фактам, а здесь подпускаю мистики? И как выбираете версию исторических событий, которой будете придерживаться? К примеру, любимая вами теория о славянском происхождении варягов, мягко говоря, общепризнанной не является...

— Забавно «основателю жанра» спустя двенадцать лет получить премию «за лучшее произведение 2011 года». Похоже на издевательство, хотя не думаю, что это было сделано сознательно. Да Бог с ними, с премиями. Их в области фантастики уже штук сто, не меньше. Соберется человек двадцать, учредит и раздаст друзьям. У меня в домашнем архиве лежит удостоверение к медали «Лауреат всесоюзного конкурса», полученной еще в советские времена. Вот это была полезная вещь. С ней меня, не члена Союза Писателей и не штатного работника Ленконцерта, без вопросов выпускали на сцену. А наши «коны» это место, где можно пообщаться с приятными и интересными людьми. Если время позволяет. Как мне в свое время сказал один знакомый: «Премия тусовки дается не за литературное произведение, а за совокупность качеств автора».

Но — к исторической фантастике.

Суть моего проекта, запущенного двенадцать лет назад в издательстве «Крылов» — за что отдельное спасибо хозяину издательства, поддержавшему и продвинувшему тему «исторической авантюры» — проста. Это возвращение в читательский обиход авантюрно-приключенческих исторических романов. Задача — современным языком описать, вернее, показать, некий исторически достоверный мир. Так, как его видит автор. На основании исторических данных. Но — в формате авантюрного романа, то есть интересно, а не назидательно. Однако следует помнить, что факты и артефакты одни, а интерпретации — разные. Сколько историков — столько интерпретаций. Вдобавок есть еще и политический заказ. Вроде «доказать, что настоящая столица Древней Руси не Киев, ныне государство Украина, а Старая Ладога». Не надо думать, что ученому-историку легко. Хочешь денег — прогибайся под тех, у кого они есть. Хочешь степеней и должностей, что при мизерности оплаты наших ученых даже смешно, прогибайся под руководителей, академиков и прочих корифеев. История это не математика, где всё четко и точно. В истории можно «не заметить» одни факты, а другие чуточку «поправить» — и всё получится, как требуется. Да и сами «факты», к примеру, взятые из литературных источников... Ну кто сказал, что можно верить хронисту, который хвалит императора, находясь у этого императора на содержании?

Тем не менее, история — это наука. Очень серьезная, со своей системой анализа и методологией. Посему профессиональный ученый-историк, интерпретирующий некие данные, обязан представить полное обоснование собственных выводов. Со ссылками на источники, на аналогичные изыскания, на... Словом, научно обосновать.

Писателю легче. Он не обязан доказывать преимущество своего выбора. Выбирая вариант славянского происхождения варягов, я руководствовался исключительно выигрышностью данного варианта с точки зрения литературной, то есть для создания конфликта. При этом я знаком и со славянской версией, и с норманской (наиболее вероятной, кстати) и с другими. Я знаю, что славянская, вернее, словенская (славян тогда еще не придумали) версия — возможна. Есть научное (подчеркиваю — научное!) обоснование оной. Желающие могут найти его без особого труда. Более того, автор литературного произведения, если речь идет об авантюрно-историческом, а не историческом романе, может позволить себе достаточно серьезные отступления от исторических данных. Само собой, не такие, какие позволяют себе наши учебники истории (вот где политзаказ рулит со страшной силой!), но — существенные. В качестве примера: я только что закончил роман «Кровь Севера», третью книгу серии «Викинг». Там место действия — Европа девятого века. Речь идет о разбойничьих походах викингов, в частности, Рагнара Лотброка. Я позволил себе не только «слить в один флакон» сразу два похода, но даже в одном эпизоде приписал Рагнару деяния его сына Бьёрна. И сделал это потому, что мне было важно показать историческое явление «викинги в Европе», причем с социально-психологической точки зрения. Мне наиболее интересны именно люди, а кроме того, моя задача — написать увлекательную книгу, пусть даже пожертвовав абсолютной достоверностью. В оправдание могу сказать: даже ученые-историки не могут с абсолютной уверенностью утверждать, что написанное в хрониках соответствует действительности. А уж о самом Рагнаре Лотброке чего только ни говорили. Есть мнение, например, что это вообще легендарная личность. Вроде короля Артура.

Я не ученый. У меня другая задача: показать исторически — и литературно — достоверный мир прошлого. А сверхзадача — заинтересовать этим прошлым читателя настолько, чтобы он после моей книги обратился уже не к художественной литературе, а к научной. Или к тем же первоисточникам, которые благодаря Интернету доступны сейчас каждому. Правда, найти их немного труднее, чем источники псевдонаучные. Так что потомку древлян и тюрков, желающему происходить от асов и гипербореев, отыскать в Интернете «доказательства» исторического превосходства славян над прочими народами — задача нетрудная. Но за этим — не ко мне. За этим — к Носовскому и Мулдашеву.

— Вы, как известно, стояли у истоков нынешней популярности «попаданцев», героев из нашего времени, которые тем или иным образом переносятся в прошлое и дают всем прикурить. Почему этот сюжет прижился, полюбился отечественным читателям? И почему, с вашей точки зрения, это произошло именно в начале нулевых?

— Мои «попаданцы» — это не более чем прием. Возможность «внешнего взгляда» и использования современной лексики. Прием вынужденный, вызванный в первую очередь ситуацией на книжном рынке 1999 года, когда жанра «авантюрно-исторический роман» для торговцев не существовало. Поэтому пришлось «привязаться» к фантастике. В целом получилось неплохо, но первоначально меня интересовала именно история, без купюр и правки. «Варяг» же — откровенная пародия на сочинения про попадающих в параллельные фантастические и исторические миры десантников, которые там самые крутые. Обосновывать, почему так, не буду. Кто читал «Варяга» целиком, а не только аннотацию, тот знает.

Теперь о том, почему был успешен мой проект — я не про книги о «попаданцах», а про историческую фантастику. В России множество людей, которым действительно интересна история и исторические книги. Я — из их числа. И всегда хотел работать в этом жанре больше, чем в жанре, скажем, бандитского триллера. Проблема: люди историю любят, но не знают. И не способны отличить достоверное повествование от откровенного вранья. Чтобы разбираться, надо учиться. А учиться по академическим изданиям — скучно. Особенно — с нуля. Я ставил перед собой задачу написать такую книгу, которая сразу «взяла» бы нужную категорию читателей. В первую очередь тех, кто — «с нуля». Но — интересующихся. А их много. Не зря же у лохотронщиков вроде Носовского такие тиражи. Но эти читатели не пойдут в лавку Петербургского университета за научными монографиями по 1000 рублей за штуку. Никто не требует от первоклассника из музыкальной школы, чтобы он с листа играл Паганини. Читателя, как и любого специалиста (а это тоже специальность) надо сначала подготовить. «Варяг» был стартом. Следующий этап, спустя десять лет, это «Язычник», уже исторический, а не авантюрно-приключенческий роман.

Но что мне действительно обидно, так это засилье в литературе именно «попаданцев-конструкторов», тех, кто, оказавшись в прошлом, моментально начинает «конструировать» историю так, чтобы «Россия всех победила». И обязательно приплющила англичан, а немцев, наоборот, непременно заполучила в партнеры. Причем — в младшие.

В итоге девяносто процентов героев нынешней фантастики это «мудрые советники» Сталина, Петра Первого, Ивана Грозного и генерала Корнилова, а также «выживальщики» из постапокалиптики с винторезами наперевес. Неприглядная получается картинка. В прошлом — фальшивая история, в будущем — полный трындец и мутанты-каннибалы.

Нет, я не против этих направлений. Сам читаю и, более того, способствую изданию, если тексты качественные. И даже выбор массового читателя меня не удручает. Он, читатель, как трехлетний ребенок, который, будь его воля, питался бы одними конфетами. Но, во-первых, это вредно для пищеварения, а, во-вторых, ребенок растет, и вкусы его меняются. И эти вкусы надо не только удовлетворять, но и формировать. Хотя бы положить внутрь конфетки витаминку. Знания накапливаются, вкус формируется. Равно как и поведенческий кодекс. Но — только до определенного момента, поэтому мне особенно дороги те читатели, которые «растут». Так же приятно смотреть снизу вверх на собственных выросших детей.

— Действие ваших романов разворачивается в совершенно разных локациях: в историческом прошлом, в будущем, в иных мирах, в современном мегаполисе... Как вы выбираете время и место действия?

— Для меня всегда самое интересное — это люди. Остальное просто декорация. Хотя в «создании миров» тоже есть изрядная прелесть. Как автор фэнтэзи я получил от этого немало удовольствия. Хотя и в моем фэнтэзи три четверти — на базе земной истории, географии и этнографии. Я вообще предпочитаю научный подход при подготовке материала. Может склад ума такой, может специфика воспитания и образования. Мне даже открытия иногда удаются. Например, в «Драконе Конга» я «предсказал» теплокровных динозавров. На основании простой логики: если животное больше похоже на птицу, то с какой стати уподоблять его варану? Теперь теплокровность как минимум некоторых видов динозавров — доказанный факт. А были и просто «прозрения», вполне подтверждающие близкую мне теорию, согласно которой творческий человек существуют не сам по себе, в банке собственных фантазий, а как часть открытой системы. Да и как в это не верить, если частенько чувствуешь себя консолью куда более могучей силы. Оттуда и герои, и миры...

Впрочем, это интимный процесс. Трудно формализуемый. И конечный выбор все равно за писателем. Скажем, выбор времени и места действия того же «Варяга» был сделан исходя из наиболее благоприятных условий выживания нашего современника. А выбор темы и времени действия цикла «Викинг» определяется с одной стороны моей любовью к скандинавским сагам, с другой — желанием «закрыть» более раннюю часть истории Древней Руси. «Варяг»-то начинается с эпохи князя Игоря...

— Среди ваших произведений особо выделяется дилогия «Время перемен» — попытка заглянуть в будущее человечества, предсказать его судьбу. Почему вы больше не предпринимали подобных экспериментов? Слишком мрачная перспектива открывается?

— Будущее «Времени перемен» — это то будущее, которого я хотел бы для нашей державы. В котором я хотел бы жить сам и чтобы в нем жили мои дети и внуки. Я убежден, что будущее станет именно таким, каким мы его видим. К сожалению, успешная Российская империя осталась в прошлом, в творчестве «попаданцев-конструкторов», а будущее принадлежит «пост-апу». Увы, значительная часть моих соотечественников готова продать отдаленное будущее за скромную сумму рублей в пятьсот, если деньги — прямо сейчас. И причина — непонимание того, что мы все существуем в контексте Времени. Что Будущее определяется Прошлым. Отчасти поэтому я и занялся Прошлым. Хронологически «Время перемен» было начато лет на пять раньше «Варяга», хотя доработано и издано — позже. Но тема не закрыта. Только отодвинута другими, более интересными для меня сейчас.

— Вы известны не только как писатель, но и как редактор издательства «Астрель-СПб», ведущий специалист по «жанровой» литературе, открывший читателям многих авторов, книги которых выходят ныне весьма солидными тиражами. Каковы, на ваш взгляд, перспективы фантастики в ближайшие годы — и в первую очередь фантастики отечественной?

— Смотря что понимать под перспективами. Если общий уровень книг, то он уже много лет ровный. Появляются новые авторы, теснят старых лидеров. Что почитать — есть. Особенно если читатель не слишком взыскателен.

Если говорить о книжном рынке и росте не количества, а качества, о перспективах профессиональных писателей-фантастов, то хреновые перспективы.

Несколько лет назад наступила эпоха «проектов». И ключевые позиции на рынке фантастики занял «пост-ап». «S.T.A.L.K.E.R.», «Метро...» и прочие клоны. Плюс — рекламные брэнды вроде «Этногенеза». Качество принципиальной роли не играет. Часть профессионалов потянулась туда: денег больше. Да и писать можно, не особо напрягаясь. Продается проект, а не текст. Вообще-то это была бы неплохая тенденция для фантастики, потому что проекты — фантастические, а рассчитаны на широкую, не только жанровую аудиторию. Часть читателей проектов — потенциальные читатели нормальной фантастики.

Но прогресс не стоит на месте. Количество ридеров увеличивается. Цена их падает. Казалось бы — круто. Доступность текстов резко возросла. Но книги пишут писатели, а доходы писателей (отечественных — на Западе всё в порядке) — существенно упали. Зато выросли доходы пиратских сайтов. Но электронные пираты книг не пишут, и делиться прибылью с авторами не будут. Смысл? С каждым днем давить на владельцев этих сайтов все труднее, потому что скоро они станут богаче издательств. Правительство же будет пиратов поддерживать — из популистских соображений. Хотя тот вариант, который, похоже, пытаются прокрутить в США — под лозунгом борьбы с пиратством взять под контроль Интернет — с социальной точки зрения может оказаться еще неприятнее.

Фантастика от пиратов пострадала сильнее всего. У этого жанра наиболее «компьютеризированная» аудитория. Следствие — потеря «среднего писательского класса». Для России это обычное дело. Но всё равно обидно. Крепкие писатели, не брэнды, но авторы, которые довольно успешно жили на гонорары, теперь вынуждены искать работу: с тиражей в 3000 экземпляров им не прокормиться. Они идут в проекты, в другие жанры, в сценаристы. Из фантастики.

Не исключено, что когда-нибудь писателей будут финансировать сами читатели — напрямую. По принципу: скачал бесплатно, понравилось — кинул автору в электронный кошелек 10 рублей. Желающие есть. Вопрос: достаточно ли их? Поживем — увидим. Уверен: фантастика не умрет. Хотя не исключаю, что любителям жанра скоро придется учиться читать по-английски.

© Александр Мазин, Василий Владимирский, 08.02.2012
Просмотров: 4795 / Дата: 11.02.2012, 15:57 / Теги: Мазин, Интервью / Категория: Интервью

Комментарии

Другие статьи по теме:
Имя *
Email
Оставить комментарий
Код *:
Карта сайта Мазин Александр. Сайт писателя. © 2011-2017


Хостинг от uCoz
>