Вход

Купить на Озон.ру--- Купить в Лабиринт.ру--- Купить на ЛитРес.ру---
Поиск

Обратная связь Мазин в Вконтакте Мазин на Твитере Канал RSS Мазин Александр. Официальный сайт писателя

Александр Мазин: «Гранты Сороса талантам не нужны»


Петербуржец Александр Мазин - автор более двух десятков книг, написанных в самых различных жанрах: детектив, триллер, фантастика. Особую известность ему принесли авантюрно-исторические романы «Варяг», «Место для битвы», «Варвары», «Римский орел», «Абсолютное зло» и другие. Писатель уверен, что в жанре так называемой «легкой литературы» может работать далеко не каждый художник. «Я рискнул и попал в «десятку»

- Александр, вы начинали как поэт и драматург, но в конце концов сели за написание фантастических и детективных романов. Это был душевный порыв или вы руководствовались прагматическими соображениями?
- В жизни каждого поэта наступает момент, когда он понимает, что «созрел» для прозы. В начале девяностых театр, в котором я тогда работал, жил исключительно на подачки спонсоров. И я понял, что пора менять амплуа. А тут как раз подвернулся литературный проект. Я рискнул - и попал где-то рядом с «десяткой». Правда, гонорары мои существенно уменьшились.

- В писательской среде отношение к такого рода литературе, мягко говоря, пренебрежительное. Многие считают, что это занятие недостойно настоящего творца...
- Наша так называемая «писательская среда» еще на девяносто процентов состоит из динозавров времен КПСС, широко известных только узкому кругу критиков. Им можно только посочувствовать - ведь они в одночасье потеряли все доходы и привилегии. Пахать как вол никто из них не привык. А нынешний, нацеленный на успех писатель - это десять часов ежедневной работы за компьютером. Как, собственно, и в любом другом виде деятельности. Только в литературе вдобавок еще кое-какой талант нужен. Хотя, конечно, гранты от Сороса выпрашивать намного проще. И приходится несостоявшимся «великим писателям» редактировать литературный ширпотреб, причем тот, что поплоше, ведь более известные авторы могут потребовать себе редактора-профессионала, но таких еще меньше, чем писателей. Я уверен, что настоящая «языковая проза» зависит не от жанра и формата, а от дарования, профессионализма и трудолюбия автора. Конечно, в детективе и фантастике требования к языку несколько иные, чем, скажем, в философско-психологической драме. Но так было всегда, «легкую литературу» надо писать легко и эффектно. Это, образно выражаясь, фигурное катание, а не бокс и не армреслинг. Толстая заигрывает с читателями?

- Чем можно объяснить такое повальное увлечение россиян фэнтези и авантюрно-историческими романами? Ведь все прекрасно понимают, что это не имеет привязки к реальности.
- Еще как имеет! У нас сейчас жизнь - чистейшей воды фантастика с точки зрения недавнего прошлого. Я уж не говорю о засилье магов, гадалок, астрологов и прочих бесов. Грош цена той фэнтези, которая не имеет привязки к действительности. Чтобы читатель поверил, что герои фэнтези - настоящие, они должны быть особенно достоверны. А уж об исторических романах и говорить нечего. Хотя кое в чем вы абсолютно правы. Интерес читателя к фантастике сейчас намного выше, чем к так называемым «умным» книгам. Иначе замечательной писательнице Татьяне Толстой не пришлось бы писать «Кысь», чтобы обратить на себя внимание читателей.

- «Дозоры» Лукьяненко произвели в обществе эффект разорвавшейся бомбы. Совершенно неожиданно гоблины и орки оттеснили российскую братву на второй план. Говорят, что детектив как жанр в России себя практически исчерпал. Даже Бушков теперь пишет «исторические исследования».
- Новые детективы (как и фантастика) Бушкова выходят регулярно. Правда, качество уже не то, что во времена «На то и волки». А эффект бомбы произвели не книги Лукьяненко, а недетской силы реклама, заставившая потребителя покупать «Дозоры». Уверен, что книги их не разочаровали. Лукьяненко - один из лучших наших фантастов. А «Ночной дозор» - это, кстати, детектив. Только фантастический.

- А как же детективные романы Бориса Акунина? Почему они пользуются таким потрясающим успехом?
- Во-первых, успех пришел далеко не сразу, а во-вторых, Акунин написал действительно увлекательные книги. Дэн Браун присосался к великому бренду.

- «Код да Винчи» принес его создателю миллионные барыши. Но ведь то, о чем поведал миру Дэн Браун, было известно с незапамятных времен...
- Ну да. Ересиархов всегда было пруд пруди. Только раньше они рисковали получить от верующих мечом по загривку. А тут риска никакого. И присосаться к чужому бренду намного легче, чем создать свой. А Библия, безусловно, величайшая и самая «многотиражная» из всех книг, опубликованных человечеством. Когда голубь гадит на памятник Карлу Великому, его нельзя за это осуждать, это - в природе голубя.
Но чтобы получать удовольствие, наблюдая за этим событием, надо обладать определенными свойствами характера. Как человек верующий я отношусь к «Коду» резко негативно, но как специалист по книжным проектам отдаю должное тому, как Браун мастерски вписался в китч. Показать ученых полными придурками, но так, чтобы они «казались» умными, а в то же время чтобы читатель книги чувствовал себя умнее и сообразительнее их, - для этого нужно особое писательское мастерство. Со своей профессиональной задачей Браун справился прекрасно. Об этом неоспоримо свидетельствует прорва доморощенных клонов «Кода да Винчи». Это как с американским чемпионатом по метанию коровьих лепешек. Сам предмет не вдохновляет, но способность зашвырнуть подальше кусок коровьего дерьма вызывает у многих восхищение.

- Романы раскрученных авторов постепенно превращаются в книжные сериалы. Все прекрасно понимают, что на-гора такие объемы может выдавать только бригада «литературных негров». Их использование стало нормой и уже не вызывает отторжения у читателей...
- Это непростой вопрос. Проекты, которые изначально делаются достаточно квалифицированными «литературными неграми», как правило, удачны. Но там, где «негры» подменяют настоящего автора, качество текста падает. И, как следствие, падают тиражи. Но читатель, как правило, знает заранее, что покупает суррогат, поскольку очевидно, что не может автор, когда-то писавший по две-три книги в год, вдруг утроить «выход» своих шедевров.

«Мое хобби - наблюдать за жизнью»

- Вы серьезно увлекаетесь историей и политологией. Эти науки ставят преграды на пути вашей писательской фантазии? Или, наоборот, помогают?
- Я серьезно изучаю историю тех периодов, о которых пишу книги. Мне это нравится. Что же касается фантазии... Знаете, действительность заворачивает сюжет круче любого писателя. Моя задача в данном случае - вписать свой собственный «сюжет» в исторический. Вот это достаточно трудно.

- У вас есть хобби?
- Да. Я - наблюдатель.

- Когда у вас появляется свободное время, вы что-то читаете? Какому литературному жанру отдаете предпочтение?
- Когда у меня появляется окошко в том потоке рукописей, которые приходится читать, я отдаю предпочтение языковой прозе. В основном - переводной. Наша, увы, очень слабенькая...

http://www.ast.ru/opress/191/
Просмотров: 2447 / Дата: 07.01.2012, 14:24 / Категория: Статьи

Комментарии

Другие статьи по теме:
Имя *
Email
Оставить комментарий
Код *:
Карта сайта Мазин Александр. Сайт писателя. © 2011-2017


Хостинг от uCoz
>